ПтицаСиница писал(а):
knemo писал(а):
К Азии никакого отношения не имею. Просто в свое время, лет так 5 назад прочитал Сталика Ханкишиева и буквально влюбился в среднеазиатскую кухню.
Вон оно как... Тады ясно про курдюк и прочее.
Собственно, про различия басмы и ду(а,и,ы)мля(а)н(м)ы оттуда же.
Ханкишиев писал(а):
Попробуем разобраться — в чём состоит разница между думлямой и басмой,
да и есть ли она вообще? Или это одно блюдо, только называемое по-разному?
Как водится, для начала обратимся к авторитетам. Ну, скажем, к автору
нескольких кулинарных книг по узбекской кухне — Кариму Махмудову. Самый
солидный из его трудов — толстенный том «Узбекские блюда» — был издан
ещё в 1974 году. Тут представлены несколько видов димламы (автор
предпочитает такое написание), начиная от «димлама бехи» (с печеной айвой) и
заканчивая блюдом под не требующим перевода названием «димлама с овощами
и фруктами». Что общего в этих рецептах, что их объединяет? Прежде всего
стоит опять указать на уже упоминавшийся узбекский глагол «думляш», от
которого происходит название блюда: мы уже говорили, что он означает
«запарить», «дать попариться». А если пробежать глазами все рецепты
Махмудова, то каждый из них начинается примерно так: «В раскалённом жире
тушить лук с мясом», или: «Разогреть жир, убавить огонь, положить лук»... А
заканчивается неизменно словами: «Накрыть плотно крышкой, чтобы не
выходил пар, и варить (тушить) на слабом огне 1,5-2 часа». То есть схема
приготовления блюда примерно такая же, как мы чуть позже увидим у плова:
вначале нечто жарится, потом запаривается в плотно закрытом казане на слабом
огне.
Если же посмотреть на басму, то обнаружится, что там принцип другой: всё
сразу закладывается в холодный казан, плотно закрывается и ставится на
слабый огонь. То есть блюдо практически от начала до конца готовится на пару,
и никакой жарки тут не происходит.